7 апреля 2018 года, в Великую субботу, была совершена Божественная литургия свят. Василия Великого.
По обычаю Великой Субботы, перед чтением Евангелия священнослужители переоблачились из темных одеяний в белые.
После отпуста литургии было совершено благословение хлебов и вина, после чего настоятель обратился к верующим со словом назидания. После окончания службы в течении дня совершалось освящение праздничных куличей, пасок и яиц, для всех пришедших в этот день в наш храм.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Богослужения Великой Субботы отличаются продолжительностью, поэтичностью и необычайной глубиной, раскрывающей тайну спасения человека.
Утреня Великой Субботы в современной Цекрви служится накануне, вечерня, Божествення литургия и благословение хлебов — не вечером, а утром в Великую субботу, великое чтение из Книги Деяний Апостолов и полунощница – поздно вечером, перед Пасхальной Утреней.
Как объясняет епископ Александр (Милеант), в древности Литургия Великой Субботы, как и другие великопостные Литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день — Пасха, то Литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой — начинает пасхальное торжество. Противоположные черты — скорби и отрады, слез и светлого ликования – чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью.
На вечерне после входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются 15 паремий — ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Такое большое количество паремий напоминает о том, что именно во время этого богослужения в древности совершалось крещение оглашенных. Новокрещенным же предлагается апостольское чтение (Рим. 6, 3-11) – оно сохранилось в современной литургии Великой субботы и напоминает о том, что «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились», умерли для греха и живы в Боге.
Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднество Светлого Воскресения. Священнослужители меняют облачения с темных на белые.
Евангельским чтением Великой субботы является заключительная, 28-я глава Евангелия от Матфея, повествующая о воскресении Христовом и читающаяся целиком только в этот день.
Во время литургии верных вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (то есть в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
В течение Великой Субботы в храмах обычно происходит освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх.
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой Плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол. Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное воскресению Христа, обычно начинают в полночь.