27 июля, в канун дня памяти равноапостольного князя Владимира было совершено Всенощное бдение с литией. А 28 июля, в самый день престольного праздника, в нашем храме была совершена Божественная литургия.
По окончании литургии было совершено славление святому равноапостольному князю Владимиру и крестный ход. Затем прихожане поклонились частице святых мощей князя Владимира. После все были приглашены на праздничную трапезу.
В полдень по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках акции «Слава Тебе, Боже!» в каждом храме и монастыре Русской Православной Церкви прозвучал колокольный звон.
Святой Князь оставил нам свои заветы, запечатленные в молитве, которую сохранил для нас прп. Нестор Летописец:
«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия, и даждь им уведети Тебе, истинного Бога, якоже уведеша страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».
Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанию, молитва эта заключает в себе всю программу истинно христианской жизни. В словах этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденного банею пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью св. крещения всего своего народа. А так как словами ее св. князь молился о своем народе и о себе, как о духовном вожде его, то из слов этой молитвы мы можем ясно видеть, чего именно желал св. равноапостольный князь новокрещеному русскому народу, то есть, иными словами: молитва эта заключает в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу.
Какие же это заветы?
“… И даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога…”
Вот в каких словах выражен первый священный завет нашего Просветителя.Это – завет Боговедения, завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку, – Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На таком познании Бога и основывается вся истинно христианская жизнь: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства – Богообщению, через молитву и таинства церковные.
“… И утверди в них веру праву и несовратну…”
Этот второй завет – завет нерушимого хранения правой, то есть, православной веры и твердого, непоколебимого стояния в ней, несмотря ни на какие соблазны и испытания, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее.
Третий завет говорит о необходимости неустанной борьбы с “супротивным врагом”, вплоть до окончательной победы над ним, при помощи Божией:
“… помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его”.
Кто этот “супротивный враг”?
Это – враг Божий и враг человеческого спасения диавол и всякого рода зло, от него происходящее. Своими собственными слабыми человеческими силами победить диавола, победить зло, от него происходящее, мы не можем, а потому и говорит св. Владимир: “… надеяся на Тя и на Твою державу”…
Это – завет неустанной, никогда не прекращающейся борьбы со злом, гнездящимся прежде всего в душе самого человека – со своими греховными страстями и похотями, – а затем и со злом в окружающей жизни. Истинный христианин непримирим к диавольскому злу. Всю жизнь свою он должен бороться с ним, почему и именуется “воином Христовым”. Ни на один миг не смеет он складывать своего оружия, но всю надежду на победу в этой борьбе должен возлагать единственно на благодать Божию: всякая самоуверенность, всякое “самонадеяние” в этой “брани” всегда посрамляется и карается поражением нашим и торжеством врага.
Нужно ли говорить, как хорошо помнил и исполнял русский народ, в лице своих многочисленных лучших представителей, эти священные заветы на протяжении всей своей прежней, почти тысячелетней истории! Иначе не прославляли бы мы память – “Всех Святых, в Земле Российстей просиявших”, и Родина наша не именовалась бы “Святою Русью”.