Страстная седмица
С 26 апреля по 1 мая 2021 г. – Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя: Его страданиях, крестной смерти и погребении. Веру в силу страданий за нас Иисуса Христа мы выражаем крестным знамением во время молитв.
28 апреля – Великая Среда. В нашем храме в 8:00 – совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Вечером – вечернее богослужение и общая исповедь.
В Великую Среду Церковь рассказывает об искупительной смерти Сына Божия и вспоминает о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и этим подготовившей Его к погребению. После Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие».
В этот день вспоминается как первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собой, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник, чтобы не произвести возмущения в народе.
Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариот, был подвержен страсти сребролюбия, и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященнику и сказал: «Что вы дадите мне, если я Вам предам Его?». Они обрадовались и предложили ему тридцать сребреников. С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.
29 апреля – Великий Четверг, в этот день вспоминается Тайная вечеря Господа со своими учениками, на которой было установлено Таинство причащения. Тогда же Спаситель молился в Гефсиманском саду, был предан Иудой и взят воинами.
В этот день в нашем храме в 8:00 были совершены часы, изобразительны, вечерня и литургия свт. Василия Великого, и каждый верующий, по примеру апостолов, стремился соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной вечери.
Вечером того же дня в храме была совершена утреня с чтением 12-им Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и заканчивая погребением Его в саду Иосифом Аримафейским с приставлением воинской стражи ко гробу. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.
30 апреля самый скорбный день в году – Великая Пятница, когда Спаситель перенес крестные страдания и смерть. В Страстную Пятницу Литургии не положено и установлен строгий пост.
Утром в 8:00 были совершены Царские часы. Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Во второй половине дня в 14:00 на середину храма торжественно вынесли Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе). После великой вечерни было совершено малое повечерие с каноном о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». После этого к Плащанице смогли приложиться все желающие. Плащаница лежит в центре храма три дня (неполных), тем самым напоминая верующим нахождение Господа Иисуса Христа в гробу.
Вечером в завершении утрени Великой субботы вокруг храма совершался крестный ход с Плащаницей. В Страстную пятницу прихожане нашего храма с особым трепетом преклонились перед Плащаницей. Она является видимым символом того, что сделал для человечества Господь Иисус. Его искупительные мучения и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, и дать надежду на встречу с Господом после смерти.