Председатель Синодального комитета совершил панихиду по жертвам «расказачивания»

24 января в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы была совершена Божественная литургия и панихида по казакам – жертвам трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания. В этот день в России и за рубежом проходят поминовения казаков и казачек, погибших во время гражданской войны, в годы массовых репрессий и во время вынужденной эмиграции.

Богослужения возглавил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Архипастырю сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Кудрявцев, ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин, секретарь Якутской епархии иером. Никандр (Горбатюк), войсковой священник ВКО «ЦКВ» иерей Марк Кравченко, а также клирики храма и сотрудники Синодального комитета в священном сане.

За богослужениями молились заместители атамана Всероссийского казачьего общества Игорь Казарезов и Константин Перенижко, врио ректора Первого казачьего университета Сергей Чеботарев, начальника штаба СКВРиЗ Иван Бобренок, врио атамана МОКО ВКО «ЦКВ» Дмитрий Ковалев, а также казаки, студенты, сотрудники Синодального комитета и прихожане храма.

Пришедшие к власти большевики начали проводить политику репрессий ко всем слоям населения, не согласным с новым политическим укладом. Особенно пострадали казаки – наиболее преданные своей присяге граждане России.

Комментируя трагедию вековой давности, митрополит Кирилл отметил, что светлое будущее возможно лишь при условии сохранения исторической памяти народа и тщательной работы над собственными пороками. «Мы будем молиться о том, чтобы такое количество зла больше не концентрировалось на нашей земле. Чтобы оно никогда не было оправдано никакими законами. Только через спокойный труд и уважение друг к другу можно созидать Великое Отечество – нашу любимую страну», – сказал председатель Синодального комитета.

Поминовение предков имеет не только религиозное, но и духовно-просветительское значение. Совместная молитва о предках-героях позволяет сохранить историческую память народа, а также знакомит подрастающее поколение с трагическими страницами отечественной летописи.

________

Великая драма жителей России после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных народов, сословий, социальных слоев, групп. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий, известных нам как «расказачивание».

Распространенное 24 января 1919 г. циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы…», – было изложено в циркулярном письме.  Несмотря на его формальную отмену через 3 месяца, в регионах движение борьбы с казачеством не ослабевало. Подхватившие это распоряжение руководители были готовы идти еще дальше — через «отмену лампас» и упразднение станиц, вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России. По некоторым оценкам историков, от 500 тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч – вынуждены были эмигрировать.

This slideshow requires JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.