Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
17 апреля в нашем храме совершалось торжественное богослужение Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста). Накануне вечером на утрене был прочитан акафист Матери Божией, а в день праздника совершалась Божественная литургия. В субботу на пятой неделе Великого поста Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Царице Небесной.
***
Суббота Акафиста — это суббота пятой недели Великого поста. Она называется так, потому что, по Уставу, Великим постом в храме мы не служим акафисты, а канун этой субботы – единственный во время поста день, когда совершается служение Акафиста – Великого Акафиста Пресвятой Богородице. Иначе этот день называется Похвала Пресвятой Богородицы, потому что в акафисте поется хвала Божией Матери.
Праздник был установлен в IX веке как благодарность Матери Божией за то, что она неоднократно освобождала Константинополь, столицу Византийской империи, от нашествия внешних врагов.
Сам акафист служится в канун субботы, в пятницу вечером. В этот день очень хорошо прийти в храм, помолиться и воспеть хвалу Божией Матери за все то доброе и благое, что по ее молитвам и заступничеству совершается в нашей жизни.
В сам же день праздника, в субботу, совершается Божественная литургия.
Великий Акафист — потрясающий по своей красоте и глубине гимн, с которым просто необходимо познакомиться. Это прекрасная и очень вдохновляющая песнь, между прочим, первый из написанных акафистов и самый известный из них.
Как пишет исследователь архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), он «был составлен в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности».
По материалам foma.ru