ПАСХА
В ночь с 1 на 2 мая 2021 года в нашем храме были совершены Полунощница с чтением канона Великой Субботы, крестный ход, светлая пасхальная заутреня и Божественная литургия.
К пасхальному богослужению из Иерусалима от Гроба Господня был доставлен благодатный огонь, и перед началом крестного хода были возжены лампады храма и свечи прихожан. Полночь. И грянуло: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.» Завеса открылась, отверзлись Царские врата – теперь им быть открытыми до самого конца Светлой Седмицы.
В 12 часов ночи – перед закрытыми дверями храма, словно перед закрытым гробом Христа, начиналась Пасхальная утреня с пением «Христос воскресе». Богослужение этой благословенной ночи передавало то воодушевление, которое доходит до нас из древности от времен апостольских, когда, узнав о Воскресении Христа, жены-мироносицы и святые апостолы делились этой радостью друг с другом и с окружающими людьми. И по слову книги Деяний святых апостолов после каждой проповеди тысячи людей обращались к вере во Христа.
Вся пасхальная служба — неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом. По очереди священники совершали многочисленные исхождения из алтаря, которые напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.
После Божественной литургии настоятель огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
По заамвонной молитве, по традиции, состоялось освящение артоса. Артос, большая просфора с изображением Креста и Воскресения Христова, символизирует присутствие с нами Воскресшего Христа.
* * *
Пасха — воскресение Господа нашего Иисуса Христа
Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название — «праздников Праздник».
На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна…) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики.
В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»
«Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. …Принял тело и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видел.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? …Воскрес Христос — и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших» (из слова св. Иоанна Златоуста).
Объясняя таинство смерти Христовой, Церковь учит, что по Его положении во гроб и до Светлого Воскресения Христос Сын Божий, Бог и человек, «был во гробе плотию и в аду душою, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Святым Духом, все наполняя как Вездесущий». «Сегодня Владыка пленил ад, освободивши узников, от века там находящихся»,— возглашает Церковь, соприсутствуя в духе Воскресению Христову.
И как некогда кровь закланных агнцев служила знаком обетования Божия евреям, чтобы им, избежав кары, постигшей египтян, выйти из Египта и войти в Землю Обетованную (слово «пасха» значит — переход), так Христос — «новая Пасха, живая Жертва, Агнец Божий, принявший на Себя грех мира» — Своею кровью заключил Новый Завет, положив начало переходу Народа Божия к Воскресению и вечной жизни.
Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христосе Бог нас приведе, победную поющия! Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! (Тропарь, глас 5-й).
«Тропинка к храму»