В воскресенье 6 марта, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Затем Святейший Владыка возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Рязанский и Михайловский Марк — председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Солнечногорский Сергий — руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон — управляющий Северо-Восточным викариатством Московской городской епархии; епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай; епископ Богородский Антоний — руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; протоиерей Владимир Диваков — секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; протоиерей Георгий Студенов — благочинный Михайловского округа столицы, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве; игумен Филипп (Рябых) — представитель Московского Патриархата при Совете Европы, настоятель прихода Всех святых в Страсбурге; протоиерей Димитрий Рощин — начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах; протоиерей Серафим Недосекин — настоятель Свято-Георгиевского храма-памятника на Поклонной Горе; протоиерей Игорь Фомин — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, духовенство города Москвы.
По завершении Литургии со словами приветствия и благодарности к Предстоятелю Русской Церкви обратился протоиерей Игорь Фомин: «Хотим поблагодарить Ваше Святейшество за сегодняшний необычайно прекрасный день. В преддверии Великого поста это событие вдохновляет нас на те труды, которые и должен положить каждый христианин, как мы сегодня слышали, в Евангелии сказано — быть милостивым ко всем и близким к Богу. Ваше внимание вдохновляет нас на это». В память об этом событии отец Игорь преподнес Его Святейшеству панагию.
Святейшего Владыку приветствовал также ректор МГИМО МИД России Анатолий Васильевич Торкунов. «То, что Вы, Ваше Святейшество, приехали в этот храм, который Вы в свое время благословили и за строительством которого так внимательно следили, для нас это и великая честь, и огромное счастье, сказал, в частности, ректор вуза. Здесь присутствуют люди совершенно разных поколений и совсем маленькие ребята, студенты и студентки, их родители, преподаватели. И, конечно же, здесь жители соседних домов, для которых этот храм стал уже их домом, куда они приходят помолиться, поговорить с Богом. Это же великое счастье, когда рядом с тобой такой красивый, великолепный, а теперь еще и освященный самим Патриархом храм. Низкий Вам поклон за все, что Вы делаете, и особая благодарность, конечно, за этот храм».
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам памятного события с Первосвятительским словом:
«Для меня была большая радость освятить храм святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО – университете, который готовит нашу национальную элиту, способную к работе на самых ответственных должностях, как за рубежом, так и внутри страны.
Я вспоминаю далекий уже 2005 год, когда вместе с Анатолием Васильевичем Торкуновым стали впервые обсуждать саму возможность строительства такого храма. Но не сразу все получилось. А получилось все после того, как была утверждена программа строительства новых храмов в городе Москве, и был выделен земельный участок рядом с МГИМО. Дело стало спориться, потому что появились люди, осознавшие важность строительства храма на этом месте. Они внесли свои средства и об этих людях мы еще сегодня поговорим, я выражу свою благодарность отцу настоятелю, духовенству, Вам, Анатолий Васильевич, профессорам, преподавателям МГИМО и всем тем, кто близко к сердцу принял это строительство.
Мы освятили храм в последнее воскресенье перед заключительной подготовительной неделей к Великому посту. Через неделю будет Прощеное воскресенье, и в понедельник после этого воскресного дня мы вступим в поприще Великого поста. И вот сегодня, приготовляя нас к этому поприщу, Церковь предлагает нам услышать Божественные слова, Евангельские слова о Страшном суде. Вы слышали сегодня отрывок из Евангелия, в котором повествуется о том, что будет составлять предмет Божественного суда. И совершенно очевидно, что суд Божий есть не что иное, как проявление абсолютной правды и явление абсолютной справедливости.
Мы очень часто прячем правду даже от самих себя, делаем вид, что не замечаем ее, либо что ее не поняли, но голосом совести опознаем свой грех. Мы душой чувствуем, что поступаем не так, что нарушается некая высшая правда и высшая справедливость. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на тему суда, сказал поразительные слова, проникнув в самую суть того, что есть суд. Он сказал: «Как невозможно убежать от самого себя, так невозможно скрыться от Страшного суда, потому что Страшный суд есть Божий суд, а Бог вложил этот суд в наши души».
Давайте задумаемся. Не кто-то со стороны судит: ни судьи, ни власти, ни правители, ни начальники. Бог в душу каждого вложил этот суд – это, конечно, суд нашей совести. Он порожден заложенным Богом нравственным чувством.
Теперь давайте подумаем о том, что происходит в нашу современную эпоху. Лукавая эпоха, которая под видом неких философских изысков отрицает само понятие правды и истины. Нет никакой абсолютной правды и даже нет никакой абсолютной истины. У каждого человека может быть своя правда, а общество должно обеспечить такие права человеку, чтобы он мог жить в соответствии со своей собственной правдой. На знаменах политических доктрин и целых систем написана эта идея абсолютной свободы личности, и ее права жить по собственной правде. А что же тогда суд? А что тогда справедливость? И не входит ли самая модная, для многих привлекательная, а на самом деле абсолютно нежизнеспособная идея приоритета личных человеческих прав над всем остальным в противоречие с идеей суда, с идеей справедливости? Ведь суд – я имею в виду гражданский, светский суд – отталкивается от законов и на основании законов выносит свой вердикт. А что законы? От чего они отталкиваются и на основании чего пишутся? Только ли на основании политического прагматизма, экономической целесообразности? Если бы было так, у нас не было бы законов, потому что политический прагматизм и экономическая целесообразность – это невероятно быстро меняющиеся реальности, а институту суда тысячи лет. Сколько существует род человеческий, столько существует и суд. Значит, сколько существует род человеческий, столько существует и понятие справедливости, то есть деяний, соответствующих абсолютной правде.
В истории были попытки создавать законы, которые не соответствовали этой абсолютной правде и люди называли эти законы несправедливыми, более того, брали в руки оружие, чтобы победить систему, создающую несправедливые законы. Потому что, если закон не соответствует той самой Божией правде, о которой говорил Иоанн Златоуст, которую Бог вложил в наши души, то это уже не закон и каждый сердцем понимает, и выступает против закона, который несправедлив. Никто сегодня ведь не отрицает идею справедливости. Люди стремятся к построению справедливого общества, не задумываясь о том, что само понятие справедливости ниспровергает полностью идею партикулярной, частной человеческой правды. Вся философия, которую мы называем философией постмодерна и на которой сегодня основывается, в том числе и политическая практика, разбивается идеей справедливости, потому что справедливость – всегда и для всех, и она едина, эта справедливость. Она отображается в нашем сознании через голос совести, который, в свою очередь, выражает Богом вложенную в наши сердца правду, как сказал Иоанн Златоуст.
А если мы сделаем некий вывод из сказанного, то, что получается? Значит, если нет Бога, то нет и абсолютной правды. Если нет Бога, значит, нет и справедливости, потому что всякая справедливость без Бога будет привязана к сиюминутным мыслям, философским взглядам и политическим позициям. И мы знаем, к чему привела такая трактовка справедливости, когда говорили: хорошо только то, что хорошо для одной из стран. Когда говорили: хорошо только то, что хорошо для какого-то класса, привязывая справедливость к интересу одних или других. Не то ли самое мы нередко видим и сегодня в сфере международных отношений, когда нам говорят, что абсолютной правдой является только та правда, которая соответствует национальным интересам одной или нескольких стран. Как все это повторяется: в 20 веке это переживали через явление революций, фашистской диктатуры, апартеида в Южной Африке; и сегодня, может быть, не так радикально, но человечество переживает тот же соблазн принять за правду то, что говорит сильнейший.
Сегодняшний день учит нас тому, что, если есть справедливость, а ведь каждый проголосует за то, что она есть, то, значит, есть Бог. Потому что без абсолютной правды не может быть суда, ни частного внутреннего суда совести, ни большого человеческого суда, потому что без Божией правды нет справедливости.
Что же тогда Страшный суд, о котором сегодня говорит Евангелие? Это проявление абсолютной справедливости, абсолютной правды, потому что мы, даже признавая бытие Божие и зная, что такое справедливость, часто нарушаем Божий закон и прикрываемся множеством объяснений, потому-то не смог, не захотел. Чаще всего это объяснения прагматические, которые нас самих убеждают, ну что поделать, надо было так поступить.
У святых отцов, особенно у преподобного Ефрема Сирина, есть удивительно яркие, может быть, с точки зрения современного человека, даже наивные рассуждения о Страшном суде. Святой Ефрем словно хотел очень напугать человека, что ничего не пройдет незамеченным, даже выражение глаз, даже полу-мысль – все Господь положит перед человеком в момент Суда. И это не просто воздействие на эмоции читателей. Святой Ефрем проникал в суть того явления, которое предстоит каждому в конце истории, страшному и справедливому Божественному суду. Но мы должны помнить о том, что этот суд не будет страшным для тех, кто живет по Божией правде, вложенной в сердца человека, по голосу своей совести, по вере в единого Бога — Источника всякой правды и истины.
Мы сегодня освятили храм при Московском государственном институте международных отношений, который теперь именуется университетом. Здесь готовятся наши дипломаты, юристы-международники, специалисты по экономическим отношениям. Как важно, чтобы защищая интересы Родины, будущие выпускники МГИМО, были способны не пренебрегая тактическими задачами, которые будут перед ними поставлены, но возвышаясь над ними, всегда иметь в виду эту Божественную перспективу Страшного суда. Потому что именно в этой перспективе выстраивается подлинная система нравственных и духовных координат, работая в которой человек становится сильным, способным на подвиг, на самоотверженный поступок, в том числе и по защите своего Отечества. Интересы Отечества – это есть интересы народа, а в сегодняшней ситуации защита России есть защита православной веры, защита христианской веры, потому что Россия выступает сегодня, может быть, главной силой, защищающей христианство по всему миру. Я радуюсь тому, что у нас есть сегодня возможность объединить наши усилия. Вы знаете, конечно, о моей встрече с Папой Римским, которая в первую очередь была направлена на то, чтобы объединить эти силы, защищая Божью правду, защищая жизнь наших братьев и сестер, христиан по всему миру, защищая само право исповедовать Господа Иисуса Христа, Бога, во плоти пришедшего.
Пусть Господь хранит Отечество наше. Призываю Божию помощь и благословение Божие на наш Институт международных отношений, на Вас, Анатолий Васильевич, заслуженного и всеми нами уважаемого ректора, во время управления которого университетом был заложен и освящен этот храм. Он переживет всех нас, но будет свидетельствовать о том добром деле, которое было совершено Вами, Вашими соратниками, духовенством, верующим народом и которое действительно увенчалось сегодняшним прекрасным днем.
Пусть Господь хранит Церковь нашу – хранительницу веры и духовной силы народа. Пусть Господь хранит весь наш народ, помогая ему сохранить веру, а вместе с верой и сознание высшей справедливости и Божественной правды, без осуществления которой в человеческой жизни нет, и не может быть ни радости, ни счастья, ни свободы».
Святейший Владыка передал в дар новоосвященному храму икону преподобного Сергия Радонежского и вручил высокие церковные награды ряду лиц, потрудившихся на благо Церкви.