Преображение Господне – 2023 г.

19 августа 2023 года, в праздник Преображения Господня, во Владимирском храме в Очково-Матвеевском была отслужена Божественная Литургия, которую возглавил настоятель в сослужении духовенства храма. По окончании литургии совершен традиционный крестный ход вокруг храма, а затем был отслужен молебен на благословение плодов нового урожая и окропление их святой водой. После чего отец настоятель обратился со словом назидания к прихожанам.

В  день праздника после Божественной Литургии, которая совершается в белых священнических облачениях, символически отражающих тот свет, которым просияли одежды Спасителя на горе Фавор, присоединяются специальные молитвы на благословение гроздия (то есть виноградных гроздей) и благословение над всяким плодом. Со времен апостольских (третье и четвертое апостольские правила) Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы.

Издревле на Руси принято освящать яблоки (до этого дня по церковному уставу их вообще не положено есть). Отсюда и народное название праздника — яблочный спас.

* * *

Преображение

В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.

Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников — Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.

По материалам zavet.ru

«Итак, будем созерцать внутренними очами это великое зрелище: наше естество, навсегда соединившееся в своей жизни с невещественным огнем Божества, и, сняв с себя кожаные одежды, в которые мы оделись вследствие преступления, то есть отвергнув земные и плотские заботы, станем на святой земле, каждый создав свою личную святую землю, достигнув этого путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам получить дерзновение, когда Бог придет во Свете, и, придя к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренным во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Святитель Григорий Палама

«Славное Преображение Господне дает величайшее утешение христианскому сердцу. Тверды и непоколебимы становятся наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и являемся зрителями преображения Христова. Здесь, на Фаворе, божество Христово подтверждается, во-первых, Его преображением, кроме того, явлением из загробного мира двух ветхозаветных пророков — Моисея и Илии, а также свидетельством с неба Отеческого гласа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф. 17, 5).

Архимандрит Кирилл (Павлов), 19 августа 1964г.

«Готовясь на великий подвиг Своих крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе Своим ученикам Свое божественное величие, как воспевает Церковь, «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние»*. Господь видел слабую еще веру в Своих учениках, и вот для того, чтобы поддержать и укрепить их еще не твердую веру в Свое божественное посланничество, веру, которой предстояло великое испытание, сильная опасность поколебаться, Он и явил им Свое божественное величие». (*Кондак Преображения Господня)

Архимандрит Кирилл (Павлов), 19 августа 1964г.

This slideshow requires JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.