Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского. 2023.

В храме равноап. князя Владимира в первые дни Великого поста было совершено чтение канона преподобного Андрея Критского. Великий пост, прежде всего, начинается с молитвы. В каждом храме на первой седмице вечером с понедельника по четверг читается Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского, который смягчает душу и сердце, настраивает мысли на покаянный настрой.
Первая седмица Великого поста посвящена началу пути покаяния человеческой души. Чтение Великого покаянного канона на первой неделе поста, помогает православному христианину молитвенно настроится на предстоящий подвиг, помогает человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои грехи и с Божией помощью принести достойное покаяние и исправиться. Весь смысл поста сводится к греческому «метанойя», — что в переводе означает «изменение ума». Вот таким должно быть наше покаяние. Оно должно изменить не только нашу жизнь, но и само мировосприятие, свое ощущение «я».
После чтения канона священники обращались к верующим со словами проповеди, в которых призывали во время Великой Четыредесятницы внимательнее относиться к своей духовной жизни. Они напоминали слова покаянной молитвы святого Ефрема Сирина, в которой мы просим Господа дать нам «зрети наши прегрешения». Всем нам необходимо помнить свои грехи и не осуждать брата своего, молитвенно обращаясь к Богу и прося Его помощи во время Великого поста, мы должны постараться побороть страсть осуждения.

***

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Никольский благовест

This slideshow requires JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.