АННОТАЦИЯ ИНТЕРНЕТ- ВЫСТАВКИ
Историко-документальная интернет-выставка «Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества. К 100-летию Исхода», подготовленная Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ), входит в цикл ежегодных историко-документальных выставок, раскрывающих значение казачества в истории России XX в.
Целью выставки является презентация документов в электронном формате, отражающих взаимоотношения Русской Православной Церкви и казачества в годы Великой Российской революции, а затем – в эмиграции в 1920-е – 1930-е гг. Данная тема представлена в широком историческом контексте исторических процессов того времени. В экспозицию вошли документы из фондов Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Российской федерации, Российского государственного военно-исторический архива, Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, Государственного архива Оренбургской области, Государственного архива Приморского края, Государственного исторического музея, Государственного историко-мемориальный музея-заповедника «Сталинградская битва», Государственного центрального музея современной истории России.
Данный документальный комплекс позволяет раскрыть исторический характер основных процессов, связанных с взаимодействием Церкви, общественных, политических и культурных организаций Русского Зарубежья.
В экспозиции впервые представлены документы государственных и партийных органов Советской России, связанные с судьбами Церкви и казачества в указанный период, а также материалы из книг, брошюр, альбомов и периодических изданий Русского Зарубежья.
Использован тематическо-хронологический принцип построения экспозиции, который, с некоторыми незначительными отступлениями, отразил последовательность событий. Выставка выдержана в историко-документальном ключе, охватывает четко очерченный исторический период, избегая излишней политизации исторического опыта гражданской войны и жизни в эмиграции.
Интернет-выставка содержит следующие тематические разделы:
Казачество: военная доблесть и традиции.
Церковь, казачество и большевики: путь к трагедии.
Гонения на церковь в Советской России.
Создавая очаги России в изгнании: время Исхода.
Хранители веры и традиций: русские очаги на чужбине между двумя мировыми войнами.
СПРАВКА
История России не может до конца быть осмыслена без понимания роли Православия, его религиозной и культурной традиции, оказавшей определяющее влияние на становление менталитета многих народов нашей страны. Невозможно понять до конца обстоятельства российской революции 1917-1922 гг. и начавшихся в этот период исторических процессов без внимания к значению Русской Православной Церкви в жизни миллионов верующих. Церковное влияние находило отражение в повседневной жизни, трагической борьбе, принятии решений.
Среди верующих людей, оказавшихся перед страшным выбором, казаки заняли особое место. Для многих из них связь с религиозными традициями стала одним из факторов неприятия новой общественно-политической системы, установившейся в России в ходе революции 1917 года. Поражения Белой армии запустили процесс эвакуации участников сопротивления и гражданских лиц, не принимавших новую власть. В истории этот процесс получил библейское наименование Исход.
Трагические события вековой давности стали новой вехой во взаимоотношениях казачества и Русской Православной Церкви. Архиереи и священники, покинувшие свои дома вместе с Белым движением, стали одними из основных хранителей казачьих культурных традиций. Церковь заняла особое место в жизни мигрантов, что нашло отражение в их повседневной жизни. Так, с первых же дней своего пребывания на острове Лемнос, по благословению епископа Екатеринославского и Новочеркасского Гермогена, во втором Донском лагере казаками была основана церковь. Вскоре были поставлены другие храмы и молитвенные дома. Точно также и высаженные на остров осенью 1920 г. донские, кубанские, терские и астраханские казаки, эвакуированные вместе с Русской армией генерала П. Н. Врангеля, сразу же создавали церкви, которые размещались в палатках и бараках. При каждом приходе обязательно создавался церковный хор. Ни одна торжественная дата православного календаря не обходилась без официальных поздравлений и коллективного празднования в лагерях русских беженцев. Проводились массовые молебны и крестные ходы.
Церковь оставалась одним из наиболее важных центров объединения казачества в условиях эмиграции, способствовала поддержанию связей казаков друг с другом и сохранению важных элементов традиционной казачьей культуры. Новые казачьи организации и общины, появившиеся после расселения первоначальных мест эвакуации, в Болгарии, Королевстве сербов, хорватов и словенцев, Франции, Чехословакии, создают собственные церковные приходы, которые становятся центрами общественной жизни казаков и представителей других общностей русской эмиграции. В рамках церковных приходов осуществляется взаимодействие, организация взаимопомощи, просветительская и благотворительная деятельность. В храмах хранились реликвии казачьих войск и знамена подразделений белых армий. Церковные дисциплины сохранялись во многих образовательных учреждениях русской эмиграции, в том числе – в тех, которые создавались казаками.