ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОКхрама иконы Божией Матери НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА |
Святые отцы о милости
Мы потому забываем о добрых делах, что и благополучием пользуемся неумеренно и, называя себя грешниками, говорим это неискренне.
Святитель Иоанн Златоуст
Немилостивый подвижник-бесплодное дерево.
Кто пренебрегает нуждающимися, тот не узрит света.
Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы ты употребил это только в свою пользу? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому (и евангельскому) увещанию, твой избыток восполнял недостаток других.
Преподобный Исаак Сирин
Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит девство, если постится или пребывает в бдении, если молится и принимает бедных, если строит церкви или делает что-либо иное, большее, без любви, все это вменится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви.
Преподобный Ефрем Сирин
Без милостыни и молитва бесплодна, без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели
Приходил (нуждающийся) и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, имеющему нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя, ничего не получив… Ибо кто не дал, тот пусть не надеется и получить.
Святитель Григорий Богослов
Сотворим себе милость тем, что окажем милость братиям; через сострадание приобретем сострадание; сделаем добро, дабы нам было благо. Воздаяние будет соответствовать нашим делам, но только наши добродетели: человеколюбие, любовь, милосердие И сострадание ни по достоинству, ни по мере не равняются награде. Ибо ты даешь из того, чем обладает человек, и, насколько человек в силах, делаешь добро. Воспринимаешь же сторицею из неиссякаемых Божественных сокровищ и Вечную Жизнь. Ты будешь облагодетельствован из того и насколько может облагодетельствовать Бог: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2, 9). Итак, проявим усердие, дабы получить богатство милости, немногими деньгами купим вечное наследие.
Святитель Григорий Палама
Внимай, что из того следует, когда в нужде отказываешь ближнему? Тебе до него нужды нет, другой, подобный тебе, то же скажет, третий также отречется, а он в том бедствии погибнет. Что же потом? Берегись, чтобы его гибель не зачтена была праведным Судом Божиим тебе и другим, отрекшимся от него. О, сколько на свете убийц, которые не руками, но своим немилосердием и бесчеловечным отказом убивают людей, но думают о себе, что они чисты. Ибо не только тот убийца судится, кто убивает ближнего, но и тот, кто не избавляет бедствующего от смерти, а может избавить: если бы он подал руку помощи бедствующему, не постигла бы его смерть.
Святитель Тихон Задонский
О праведности и святых мучениках
Воистину в великой благочестия тайне мы призваны участвовать. Ибо для нас явлена к восприятию божественная жизнь. Мы призваны к наследованию ее своим духовным целожизненным подвигом здесь, на земле. И не нужно много слов о сем. Достаточно присмотреться только к тем, которых прославляет и будет прославлять вся Вселенская Церковь как свидетелей верных и жизненных о Христе Спасе. Присмотритесь к сим высоким духом и жизнью святым угодникам Спасовым, к сим земным Ангелам и небесным человекам. Они в суете мирской живя, оказались выше ее. Они – в тяжких скорбях и лишениях до гонений, но выше их. Они – в славе, почете и власти земных, но выше их. Никакая скверна мира сего их не осквернила, хотя они и не чуждались, не сторонились ее. Ибо ими руководил Дух Божий, Которому они предали себя и Которого взыскали здесь всеми силами своей смиренной души. Жизнь их – как и обычная ваша жизнь; но она чиста, высока и свята – она отражение жизни божественной.
Они непрестанным и трудным подвигом своей жизни научились не только ходить перед Богом, но и носить Его в себе. И не в мечтании горделивом, как сектанты, уверенные в своей уже полной праведности и святости, без действительной праведности и святости духа, — нет, но в духовном сроднении с Ним чрез долгий и упорный труд своего духовного возрождения и обновления…
Сщмч. Андроник (Никольский)
Что такое праведность? Это такая черта в жизни человека, по которой он свято хранит права других и верно исполняет возложенные на него законом обязанности по отношению к ближним. Праведным называется тот, кто отдает каждому свое, кто исполняет свой долг…
Увы, никогда не получали мира и счастья те, кто любит добро потому только, что оно полезно; на праведность редко отвечали праведностью, и любитель пользы вместо мира чувствовал одно озлобление. Не на том должно основывать добродетель: не на пользе, а на благочестии. Веруй в Бога, благоговей пред ним, люби Его всем сердцем и душой и любовно исполняй Его волю, а любовное исполнение есть наслаждение, и оно дает душе мир и отраду. Воля же Божия требует праведности, но при любовном исполнении ее ты ищешь уже не пользы; оттого, если на твое добро тебе отвечают злом, то мира души тебя не лишают, потому что добро творил ты с другими целями: ты творил его из-за добра, из-за благочестия, из любви к Богу и добро твое всегда останется добром, и цель его достигнута даже в том случае, когда на него отвечают злом. Только та праведность, которая истекает из благочестия и коренится на нем, имеет нравственную цену и может быть названа прочною…Она тогда привлечет к тебе Духа Святого. А Дух Святой оскудевающее восполнит, немощное уврачует и даст душе такой мир, которого не нарушат никакие земные беды и напасти.
Таковы были Мученики христианские, которые шли на костры в радости и весели духа; таков был, например, знаменитый Иоанн Златоустый, который после жизни скорбной, умирая в изгнании, окруженный врагами, предавая дух свой, воскликнул : «Слава Богу за все!».
Сщмч. Иоанн Восторгов
По материалам приходского листка Храма Святой Троицы в Хохлах.
Издается по благословению настоятеля храма протоиерея Александра Катунина