Приходской листок № 113

ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК

храма иконы Божией Матери НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
Патриаршего подворья в Очаково-Матвеевском в г. Москве
Выпуск № 113 от 26 мая 2018 г.

Выбор князя Владимира

Правда и мифы о крещении Руси

Как-то после очередной победы над ятвягами князь Владимир решил принести в жертву идолу бога войны Перуну человеческую жертву. Выбор пал на христианского юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Отец не захотел выдать сына и стал сильно обличать языческие верования. Рассверипевшая толпа убила варяга и его сына. Этот подвиг мучеников и публичное осмеяние язычества произвели сильное впечатление на Владимира: он начал искать Истину.

C огласно «Повести временных лет» к князю стали приходить представители различных религий и представлять свои веры. Так, выслушав рассказ иудеев о разрушении Иерусалима и рассеянии евреев, Владимир удивился: «Как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом». Приходили к князю и мусульмане: Владимиру, как язычнику, привыкшему к разгульной жизни, понравился чувственный исламский рай, но он не захотел принять запрета пить вино — тем более, что запрещая, ислам не предложил ему ничего, что могло бы помочь победить пагубные желания (то же пьянство и блуд), страсти, какими языческий князь был окружен. Зато Владимир много беседовал о вере с греком, который в заключение показал ему картину Страшного Суда и сказал, что праведники пойдут в Рай, а грешники в муку вечную. И рассказ, и картина сильно потрясли Владимира. «Добро сим одесную, — со вздохом произнес он, — и горе грешникам ошуюю Выражения «одесную и ошуюю» дословно означают «с правой стороны и с левой стороны». В духовном смысле означают одобрение Божие или осуждение Божие.». «Крестись, и будешь одесную», — сказал ему проповедник.

Итак, миф первый: Русь крестили насильно

Первый город, принявший Крещение, был Киев. К моменту этого события в Киеве стояла Десятинная Церковь, воздвигнутая святой княгиней Ольгой на месте мученической кончины варягов Федора и Иоанна. Святая Ольга, приняв Крещение, привезла с собой из Византии епископов и проповедников, которые вот уже более 30 лет как просвещали светом веры Христовой жителей Киева. Да и первые правители Киева Аскольд и Дир были христианами. Приехав в Киев после своего Крещения, святой Владимир сперва крестил своих сыновей и некоторых бояр, тогда как в самом городе велась активная проповедь. Об отношении к насилию в тот момент жизни святого князя свидетельствует сохранившаяся в летописи запись о желании святого князя вообще отменить смертную казнь. Многие историки отмечают, что отчасти легкость принятия русскими веры христианской была обусловлена отсутствием на Руси архитектурных культовых сооружений, отсутствием особого класса жрецов. Жертвенники же и идольские статуи были сброшены святым Владимиром в Днепр (но об этом скажем позже). Итак, Киев был просвещен и крещен в 988 году И, конечно, это было только началом вступления Руси в лоно Вселенской Апостольской Церкви.

Русь была крещена, но не просвещена — это миф второй

После крещения киевлян святой Владимир послал киевского митрополита Михаила с епископами проповедовать веру Христову. За два года (990-991 гг) посланные проповедники прошли русскую землю до Новгорода и Ростова. Тем же занялись и дети Владимира. Известно, что не во всех городах сила проповеди возымела силу. Например, Муром не принял князя Глеба, старавшегося проповедью обратить муромчан, и тому пришлось два года прожить в 12 верстах от города. Просвещен Муром был только князем Константином и его сыновьями Феодором и Михаилом спустя 200 лет. Приближаясь к Мурому, князь Константин послал сына своего Михаила убеждать муромцев, чтобы приняли князя без сопротивления. Но те убили Михаила и бросили тело его за городом, а сами стали готовиться к бою. Когда князь Константин подошел к городу со своей большой дружиной, жители хотели сражаться, потом смирились, согласились принять князя, но заменить свое язычество на его веру не пожелали. Князь принуждать не стал (!), но построил храм Благовещения на месте убиения своего сына; и вот однажды толпа, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Помолившись Богу, Константин вышел к толпе бунтовщиков с одной лишь иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они смирились и пожелали принять Крещение.

Чаще всего говорят о насильственном крещении Новгорода, и что, якобы, на это имеется свидетельство — новгородская летопись. На самом деле, речь идет о подмене понятий: в Новгород, как и в другие города, были посланы проповедники — митрополит Михаил и священник Иоаким. Первый их приезд не принес больших плодов: крестилось лишь несколько человек (и где же здесь насилие?), а когда в 992 г Иоаким, будучи уже епископом прибыл все в тот же Новгород и принялся сокрушать идолов, то народ хотел за это убить Иоакима, и тогда была применена сила оружия, необходимая для поддержания порядка и спасения жизни граждан — но это оружие не служило для насильственного крещения. Бунт был усмирен, и Иоаким продолжил Божие дело.

Интересна история принятия христианства жителями Ростова. Этот город 0также сначала духовно сопротивлялся вере Христовой. При князе Владимире туда для проповеди приходили греки — епископы Феодор и Иларион, но оба бежали от разъяренной толпы. Только в конце XI в. в Ростов прибыл святитель Леонтий. Также встретив сопротивление, он поселился невдалеке от города и начал учить детей, которые тянулись к нему искренне, видя его добрый христианский нрав. Прознав про это, ростовчане бросились его убить, но тот вышел к ним во всем епископском облачении с крестом в руке, и… пришедшим не хватило духа, чтобы его убить, многие же тогда крестились.

Самой жеуспешной была проповедь прп. Авраамия. Придя в Ростов, он обнаружил, что жители поклоняются огромному идолу — синему камню, посвященному Велесу. Такой культ камня был известен во многих местах: например, черному камню (известному как святилище Каабы) поклонялись еще язычника Аравии, красному камню — язычники Египта и т.д. Обычно в самом камне обитал очень свирепый демон. Святой опечалился, увидев такое нечестие, и хотел покинуть город, но встретил по дороге апостола Иоанна Богослова и получил от него жезл, которым смог сокрушить дьявольский камень. Видя силу Христову, ростовчане приняли Святое Крещение. Также просвещением ростовской и суздальской земель занимался инок Исаия, просвещением вятичей — прпмчч. Кукша и Никон.

Очередной миф о «нехорошести» Крещения Руси гласит, что нехорошо уничтожать идолов и разрушать языческие жертвенники!

Сторонники таких убеждений, наверное, давно забыли (собственно, благодаря христианству), что значит «языческий жертвенник». Как видно было из истории с киевскими варягами, главное предназначение жертвенника — приносить на нем человеческие жертвы. Мало кто помнит также, что «безобидные» прыжки над костром в день летнего солнцестояния имели целью принести в жертву того, кто не сможет перепрыгнуть высокий костер! Да и разве можно так не уважать человека, как не уважает его язычество, позволяя поклоняться бездушной твари вместо Творца! Уничтожение идолов вывело людей из рабства демонов, и даровало им истинную свободу. А святой равноапостольный князь Владимир поступил истинно по-царски: он возвысил человеческое достоинство своих людей, дав им возможность быть святыми детьми Божиими, открыв им путь к соединению с Самим Богом, к прощению грехов и Вечной Жизни в немеркнущем свете Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа!

По материалам Миссионерского Движения святого пророка Даниила.

Издается по благословению настоятеля храма протоиерея Александра Катунина

Адрес: г. Москва, Мичуринский пр-т (Олимпийская деревня), напротив вл. 15.
Сайт
http://hram-kupina.ru   E-mail:  hram-kupina@mail.ru

 

Комментирование запрещено