Четвертая неделя Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной. В субботу вечером в нашем храме служилось Всенощное бдение. После Великого славословия был совершен торжественный вынос Животворящего Креста Господня. Крест был возложен на центральный аналой для поклонения.
Весь клир храма и прихожане совершили три земных поклона с троекратным пением тропаря на поклонение Кресту: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Так Святая Церковь напоминает нам, что Крестом Христовым совершается спасение человеческое. Крест – орудие нашего спасения, это Сила Божия, Божия Премудрость.
На воскресной Литургии Василия Великого вместо Трисвятого пели тропарь на поклонение Кресту. В конце службы прихожане с трепетом и благоговением прикладывались к Кресту, лежащему на центральном аналое. Крест полагается на аналое в центре храма, для поклонения верующих, как напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой.
* * *
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песня поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в «Синаксарие». Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.
«Крест — хранитель всей вселенной, крест — красота церкви, крест — царей держава, крест — верующих утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» — говорится в одной из стихир праздника.
Из передачи «Церковный календарь»


