Как будут судиться неправославные?

Исповедаю едино Крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века

Каждый верующий знает что это за слова и что они означают, но остаются еще вопросы о спасении неправославных, иноверных, неверующих.

— Что же? Спасаются одни православные, а из православных — только праведные, то есть капля в море человечества? А все прочие пойдут в муку вечную? Неужели Бог не знал, когда давал жизнь этим людям, что они изберут на земле зло и пойдут на вечные мучения? А ведь считают, что Он любовь. 

Послушаешь такие упрёки – и больно становится за то, что мы сами своей недоговоренностью или, еще хуже, формальным подходом к столь «больному» вопросу даем основание для подобных мыслей и выводов, отвращая тем самым людей от Христа.

Различные мировоззрения, религии предлагают свои пути, средства и цели, которые не только во многом отличаются от православных, но часто и полностью дезориентируют человека. Однако ошибочность той или иной религии еще не означает неминуемую гибель всех ее членов. Жертва Христова принесена за весь мир. Господь сказал:

И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12; 32).

Конечная участь любого человека все-таки сокрыта от земного взора, она всегда остается для нас тайной.

Посмотрите, как гневно осудил Господь многих правовернейших (православнейших), по человеческим меркам, законников, богословов, архиереев, священников, видевших себя лучшими других людей, гордившихся своей праведностью, своей православностью, презиравших т.н. грешников. И, напротив, принял, оправдал и ввел в райские обители откровенных грешников, осознавших свою греховность и принесших искреннее покаяние.

Первым в рай вошел явный злодей, разбойник, в несчастной вечной участи которого никто не сомневался — и вошел потому, что уже на кресте, в последние минуты своей жизни осознал до глубины души всю мерзость своих деяний и покаялся! И если бы об этом не сообщил евангелист Лука, то разве пришла бы кому в голову мысль, что этот бандит спасется?

Православная вера решительно исключает как равнодушие к истине, так и осуждение людей других убеждений. Как безумно пересекать бушующий океан на доске или вплавь, так же опасно, не ища истины, безрассудно убеждать себя в равнозначности всех религий. Но обретение истины невозможно без труда исканий и подвига нравственной жизни. Поэтому тех, кто по неизвестным нам причинам имеет другие убеждения,

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7,1).

Вне Церкви нет спасения. А каким путем и кто входит в Церковь? Только принявшие священнодействие Крещения в Православной Церкви? Как тогда оказались в ней ветхозаветные праведники и многие мученики за Христа, не имевшие возможности принять ни Крещения, ни Причащения?

Когда святые Отцы говорят, что спасение возможно только в лоне Православной Церкви, этим самым они не утверждают, что вхождение в нее возможно только через принятие таинства Крещения в земной жизни, и что все прочие — то есть подавляющее большинство человечества — погибнут.
Сейчас на земном шаре свыше 6 миллиардов человек, православных же около 250 миллионов (а сколько из них действительных, а не номинальных лишь членов?), все прочие люди — или неправославные, или нехристиане. Можно ли утверждать, что все эти некрещеные в Православии миллиарды людей: настоящие, бывшие и последующие погибнут? Можно ли считать, что Господь дал жизнь всем неправославным для бесконечных мучений?

Святитель Ириней Лионский пишет:

«Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые … желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своем прежде воздвигнет … воскресит и поставит в Свое Царство»

Святитель Григорий Богослов говорит:

«Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени» христианина

О том же писал и преп. Иоанн Дамаскин:

«Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остается только справедливым Судией, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлек, уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный»

Преп. Нектарий Оптинский считал даже, что

«простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, — спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским путем, — нет»

Один из известных русских подвижников-исповедников 20-го века святитель Афанасий (Сахаров + 1962) писал:

«Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление»

Принципиальный ответ на вопрос о том, кто спасется, дает Сам Господь Иисус Христос:

«Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (/Мф. 12,31-32).

Святые Отцы однозначно понимают эти слова: хула на Духа Святого — это гордость, ожесточение и сознательная борьба против истины, правды, совести.  Свт. Феофан:

«В сем состоит хула на Духа Святаго … когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать»

Одним словом, в этих словах Христовых заключена та мысль, что для всех, в том числе и для не принявших в земной жизни таинства Крещения,  но не похуливших Духа Святого сохраняется возможность спасения, т. е. возможность стать членами Тела Христова – Церкви.
Эта возможность обусловлена тем, что дар благодати таинства сообщает Господь, а не священнослужитель, совершающий лишь священнодействие таинства. Господь же сообщает этот дар достойным — нищим духом (Мф. 5,3).  Так, Он даровал благодать Крещения благоразумному разбойнику, ветхозаветным праведникам и многим другим.

Поэтому не будем судить о вечной участи ни одного человека: православного, неправославного, нехристианина и т.д. — ибо не знаем ни его духовного состояния, ни  всех объективных обстоятельств его жизни. Мы должны знать и судить об истинности или ложности той или иной веры, предлагаемого ею пути нравственной и духовной жизни, но ни об одном человеке (и народе) не можем и не имеем права сказать, что он погиб. Только Церковь может произнести такой суд.
Так, духовный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, высказывая свое осуждение расширения влияния католицизма на территории современной России, в то же время заявил:

«Мы не можем брать на себя право судить, спасутся ли римо-католики или нет, или в какой мере действует благодать в Католической церкви. Такого рода суд и ведение принадлежат одному Богу»

А для каждого христианина остается лишь одно — молиться за ближнего (Лк. 10; 29-37), живого или усопшего, независимо от его убеждений.
Христианская вера даёт возможность человеку уже здесь борьбой с грехом, понуждением к исполнению заповедей Евангелия, покаянием подготовиться к загробной жизни и избежать мытарств.

Православие говорит, что спасение стало возможным благодаря только Жертве Христовой! Оно указывает прав(ильн)ый путь жизни (заповеди и законы духовной жизни), точно обозначает цель его (обожение человека во Христе) и дает уникальные средства помощи (таинства).

Но оказавшись в православии, не гордитесь этой милостью Бога и не осуждайте других, а жалейте их от всей души, предоставляя любви Божией.

 

 

 

 

Комментирование запрещено