Собор преподобных Оптинских старцев

День празднования 24 октября

Зарождение Оптиной пустыни
Молитва Оптинских старцев на начало дня
Оптинские старцы
Молитвы Собору Оптинских старцев
Акафист Собору преподобных отцов Оптинских
Величание
Видео


 

ЗАРОЖДЕНИЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

 

Считается, что старчество появилось в Оптиной Пустыни в первой половине 19 века. Огромное количество паломников разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину, для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной».
Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и подлинная любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.
С раннего утра до глубокой ночи кельи монастырских духовников были открыты, и любой приходящий — пешком ли, с котомкой за спиной, в богатом украшенном экипаже,— находил здесь сердечный прием и разумное наставление.
Все старцы заботились о духовном очищении ближних, непрестанно молились о спасении душ приходивших к ним за помощью людей. Они помогали людям в их житейских делах, поддерживали в невзгодах, подсказывали выход из самых безвыходных положений, благодаря своей прозорливости умели привести страждущих на путь покаяния. На этих столпах держалась Россия.

По преданиям, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV — начале XV вв.. По одной из версий, основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.
Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре.
Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.
Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из 6 человек: о.Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о.Антония (Путилова), о.Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона.

Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода «Добротолюбия». У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока.
Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке – ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях. Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.

Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила многие поколения русских людей в Царство Небесное. Наследием старчества являются их изречения- Оптинский цветник


 

МОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА НАЧАЛО ДНЯ

 

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Неизвестно кто был составителем этой молитвы, но считается, что основной текст был составлен Амвросием Оптинским. Некоторые части вносили и жившие после него Оптинские старцы, так что ее вполне можно назвать, как она и называется: соборной молитвой Оптинских старцев, совместным свидетельством их молитвенного опыта.
Молитва эта произносится на обычном русском языке, хотя старцы, конечно же, могли перевести ее на старославянский, но в этом случае она, возможно, потеряла бы свою стройность. Несколько лет назад именно эта молитва, ее простота и доступность к пониманию, помогла мне, администратору сайта, начать мой путь к Богу.
Об этой молитве на форуме Оптиной Пустыни.

 

 


 

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

 

Первым великим Оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841), прибывший в скит в апреле 1829 года, человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове.

Преподобный Лев

Житие преподобного Льва Оптинского. Именно к нему обращались за духовной помощью не только братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие в далеких российских губерниях. Отец Лев (в мантии Леонид) был родом из купеческой семьи города Карачаева Орловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет.
В молодости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл.
Он читал в душе каждого из приходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.

Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.

 

Преемником старца Льва стал его ученик и сотаинник иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860), сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей.

Преподобный Макарий

Житие преподобного Макария Оптинского.  Он старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию…

 

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) — кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью.

Преподобный Моисей

Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители: стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостинницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. И нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу и прокормить местных жителей в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. Этим помогли бесчисленные паломники притекавшие в Оптину, зато других кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

— Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете.

 

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея. В 1816 году Александр тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса, где подвизался его старший брат Тимофей (впоследствии преподобный Моисей Оптинский), и 15 января 1816 года стал послушником.

Преподобный Антоний

Житие преподобного Антония Оптинского. Александр ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился на огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу. Из благоговения стоя переписывал полууставом творения святых отцов.
Смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку, — говорил он перед своей кончиной.

 Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно.

 

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Следование заповедям Господним уже с младенческих лет стало для него непреложным законом.

Преподобный Илларион

Житие преподобного Иллариона Оптинского. Вот характерный эпизод из отрочества будущего Оптинского подвижника. Однажды, собирая вместе с матерью ягоды в лесу, мальчик набрел на особенно плодоносное место и стал созывать оказавшихся поблизости своих деревенских сверстников. Мать попыталась воспротивиться этому: „Не зови их, сами здесь будем рвать, а они пускай на другое место идут“. Но малолетний сын ее, в искренности и непорочности своего детского сердца, ответил так: „Отчего же? Ведь Бог не дал для нас одних, а для всех зародил ягоды!“…
Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, — вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

— Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.
— Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

 

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.

Преподобный Амвросий

Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, «столп старчества» Оптиной. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества,  невзирая на тяжелую, неизлечимую болезнь, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет.
Преподобный Амвросий основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения.
Старец  Амвросий имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

— Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.
— Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
— Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются… а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать.

 

 

Иеросхимонах Анатолий (старший) (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.

Преподобный Анатолий (старший)

Житие преподобного Анатолия Оптинского. В юношеские годы Алексей (мирское имя преподобного) заболел туберкулёзом, в те времена болезнь эта считалась смертельной. Он дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. «Любящему Бога всё поспешествует ко благу», и вот уже Алексея с любовью принимает в 1853 году настоятель и старец Оптиной, преподобный Моисей.
Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником преподобных оптинских старцев Макария (семь лет, до смерти отца Макария в 1860 году) и преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет.

Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения и молитвенного делания. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

 Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.
— Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
— Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он — Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.
— Пожалей, и не осудишь.

 

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством.

Преподобный Исаакий

Житие преподобного Исаакия Оптинского. Преподобный Исаакий, в миру Иван Иванович Антимонов, родился в купеческой семье и воспитывался в глубокой вере. Еще в детстве, вступая в беседу с простым людом, Иван отучал их от божбы, внушал страх Божий, говорил о заповедях Божиих. Сохранилось предание, что он в то время, ежедневно становясь на молитву, полагал по тысяче поклонов. Но воздержание свое и подвиги он старался тщательно скрывать от домашних и успевал в этом.
Старший брат Ивана уехал в Оптину, встав на монашеский путь, и будущий старец приезжал к брату в Оптину, где он имел возможность лично познакомиться с великими Оптинскими старцами. Глубочайшее впечатление произвела на него личность великого старца Льва. Старец принял Ивана к его великой радости с отеческой любовью, утешил его своей благодатной беседой и предсказал ему иноческий путь. Узнал Иван и старцев преподобного Моисея, преподобного Макария, с которым он даже начал переписку.
В 1847 году Иван принял решение оставить мир и отправился в Оптину Пустынь. Сделал он это самовольно, не поставив своего отца в известность. Но уже через год молодой послушник, вместе со старцем Макарием, который его очень высоко ценил за духовную высоту, поехал к отцу, коорый простил сына и дал благословение.
После кончины преподобного Макария и преподобного Моисея отец Исаакий принял на себя тяжёлое бремя правления обителью, под тяжестью этой ноши он, любитель безмолвия и уединения, изнемогал, но смиренно нёс этот крест. Очень помогла ему поддержка брата, который в то время был уже наместником Киево-Печерской Лавры. Поддержка эта была и молитвенной и в виде писем с мудрыми советами.
Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников. Старец почил о Господе 22 августа 1894 года.

-Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо.
-Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в
молитве ищите благ не земных, а небесных…

 

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери.

Преподобный Иосиф

Житие преподобного Иосифа старца Оптинского. Интересно, что по свидетельствам современников, на всех старцах Оптинских с детства лежала печать избранничества, особого Божия благоволения. Будущий преподобный Макарий слышал слова своей любимой матери, которая не раз говорила о тихом и кротком Мишеньке: «Сердце моё чувствует, что из этого ребёнка выйдет что-нибудь необыкновенное».
Другими знаками его избранничества было видение в детстве Божией Матери, после которого ребёнок стал уклоняться от детских игр, и в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной. Вскоре после этого видения в селе случился пожар. Огонь грозил перекинуться на новый, только что отстроенный дом Литовкиных. Маленький Ваня с молитвой обратился к Божией Матери и начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик!» И дом остался стоять невредимым среди пожарища, а кругом всё сгорело…
По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

— Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать.
— Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
— Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

 

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне.

Преподобный Варсонофий

Краткое житие преподобного Варсонофия Оптинского. Путь в Оптину старца Варсонофия оказался длиннее всех остальных Оптинских старцев: он пришёл сюда по благословению преподобного Амвросия на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробилась в его волосах.
Умудренный долгой жизнью в миру, умел видеть «знамения времени» и наставлял своих духовных чад в готовности «пострадать за веру даже до смерти».
Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам.

— Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда — гибель.

 

Иеросхимонах Анатолий (младший) (Александр Потапов) (1855—1922) — любвеобильный батюшка, прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Преподобный Анатолий (младший)

Житие преподобного Анатолия Оптинского. Александр с детства воспитывался в вере и с ранних лет хотел посвятить свою жизнь Богу, но его мать не благословила его на этот шаг. Только после кончины матери, в 1885 году, в возрасте 30-ти лет, он поступил в Оптину Пустынь, где позже был определен в Скит келейником преподобного Амвросия.  23 апреля 1888 года, в Великую Субботу, в скитской церкви, послушник Александр был пострижен в рясофор. Одновременно с отцом Александром, келейником преподобного старца Амвросия был инок Нектарий (Тихонов).
Преподобный Амвросий, провидя их совместное старческое служение в последующие годы, часто посылал их друг к другу за разъяснениями в различных духовных вопросах, приучая к духу советования и сотрудничества.
В начале 1900 года отец Анатолий, не имея еще священнического сана, становится уже общепризнанным Оптинским старцем.  В 1906 году он был рукоположен в сан иеромонаха и почти одновременно,  назначен духовником Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино, и исправлял это служение до самой своей кончины. После революции, когда монастырь был закрыт, старца арестовали. По дороге в тюрьму он тяжело заболел, и ему, ошибочно приняв за тифозного, остригли волосы и бороду. Вернулся он в обитель совсем измученный, еле живой, но со светлой улыбкой и благодарением Господу.
В 1922 году в монастырь приехала чрезвычайная комиссия и опять стали допрашивать старца Анатолия.  Батюшка сохранял мирное расположение духа и смиренно попросил отсрочить арест на один день, чтобы ему можно было приготовиться в путь. Чекисты согласились, пригрозив келейнику, чтобы назавтра Старец был обязательно готов к отъезду. После этого Преподобный уединился у себя в келии. Старец в молитве предал свою душу Богу, он скончался 30 июля 1922 года в 5 часов 40 минут утра. Так Господь не допустил надругаться над своим избранным сосудом.

— Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен.
— Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

 

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. На юродство он имел благословение старцев. Оптинские старцы часто прикрывали своё духовное величие юродством — шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями.

Преподобный Нектарий

В юродстве Старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался часто лишь по прошествии времени. Например, люди недоумевали и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьезным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы… А после 1917 года вспомнили это «чудачество» совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и комнату старца Нектария. За полгода до революции Старец стал ходить с красным бантом на груди — так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама, сложит в шкафчик и всем показывает: «Это мой музей». И действительно, после закрытия Оптиной в скиту был музей.
Пятьдесят лет Старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать — в затворе. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.
В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.
Протоиерей Василий Шустин рассказывал, как прозорливый Батюшка, не читая, разбирал письма: «Одни письма он откладывал со словами: Сюда надо дать ответ, а эти письма благодарственные, их можно без ответа оставить». Он их не читал, но видел их содержание. Некоторые из них он благословлял, а некоторые и целовал». Известны многочисленные случаи, когда Батюшка исцелял смертельно больных людей.
В 1923 году преподобного Нектария арестовали, но спустя какое-то время выпустили, видимо чекистам юродивый был неинтересен. Последние годы Старца приютил один из родственников его духовных чад в деревне Брянской области. Здесь он в апреле 1928 года почил,отойдя ко Господу ослабленным телесно, но не духовно.

— Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”.
— Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.
— Ищите во всем великого смысла!

 

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте, ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Преподобный Никон

Житие преподобного Никона Оптинского. Преподобный Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев) родился в московской благочестивой купеческой семье. Однажды дом Беляевых посетил Праведный Иоанн Кронштадтский. Отслужив молебен, он благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью и датой — «год 1888, год рождения сына Николая».
Во время учебы в университете Николай, вместе с братом, решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».  Девятого декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии и поселились в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни.
Духовным руководителем их стал скитоначальник игумен Варсонофий, который видя в Николае своего преемника и последователя, подолгу беседовал с ним, наставлял, учил.  Брат Иван не смог выработать в себе смирения, отсечения своей воли и в 1910 году он покинул Оптину пустынь.
24 мая 1915 года молодой инок был пострижен в мантию и получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен в иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха. В этом сане последний из оптинских старцев пребывал до самой своей мученической кончины.
В 1923 году Оптина Пустынь была закрыта, но, по благословению последнего архимандрита Оптиной пустыни Исаакия II, иеромонах Никон остался служить при монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. окормляя маленькую общину, состоявшую из сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем.
В 1924 году он был изгнан из обители атеистами и переселился в город Козельск, где служил в Успенском соборе. В 1927 году отец Никон был арестован, провел некоторое время в тюрьме, а потом был приговорен к ссылке в Архангельскую область, где, после долгих мучений 25 июня/8 июля 1931 года, оставил земную жизнь. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. Проводить его в последний путь пришло множество ссыльных. Промыслом Божиим на погребение преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Несмотря на то, что все они находились на работе (за шестьдесят километров от Валдокурья), они вдруг получили выходной — точно на погребение его они были отпущены.

— Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно…
— Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.
— “Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.
— Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей…
— Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

 

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви.

Преподобный Исаакий II

Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Ныне на этом месте братией Оптиной Пустыни воздвигнут Честный Животворящий Крест — непобедимое оружие христиан, разрушившее смерть, всерадостное знамение нашего искупления.

В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.

26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

 


 

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

 

Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

 


 

ВИДЕО

 

 

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Комментирование запрещено